
А Вы помните то время, когда маркетплейсы стали плотно заходить в нашу жизнь? Лично я это помню, как вчерашний день, хотя бум на маркетплейсы сугубо по моим наблюдениям пришел на 2018 год. Уже тогда многие предприниматели активно торговали через бардовый и синий интернет-мул.
Маркетплейсы породили собственную систему, которая мало чем отличается от любого другого западного или восточного аналога. Ключевое здесь слово “система”, а это значит, что есть свои правила, которые нужно соблюдать, если Вы решили в неё войти. Иными словами – принять чужие правила игры.
Еще в 2018 году, я предупреждал своих клиентов предпринимателей, что не нужно бежать за толпой. Думайте головой. Не рубите с плеча, не отказывайтесь от своих сайтов, продолжайте качать собственный бренд в интернете независимо от всех.
Но предложение от маркетплейсов было слишком заманчивым в то время, и те, кто успели переехать туда, закрепили в своей психике позитивный опыт на фоне выгодных условий.
Преимущества маркетплейсов
- Маркетплейсы уже являются готовой площадкой для торговли, а значит коммерсантам не нужно затрачивать деньги на разработку сайта, заморачиваться о регулярной оплате хостинга, домена и в некоторых случаях платить за техническую поддержку, которая обслуживает интернет-магазин.
- Маркетплейсы предлагают сразу огромный трафик, а значит предпринимателям не нужно тратиться на SEO-продвижение сайта или контекстную рекламу.
- Люди лучше доверяют огромным площадкам, которые уже на слуху и с которых имели позитивный опыт заказа товара. Где имея свой независимый сайт нужно неуклонно следить за репутацией и проводить имиджинговые работы по узнаванию бренда, особенно если бренда еще пока мало узнаваем или неузнаваем вообще.
- Маркетплейсы берут на себя всю логистику, возвраты товаров, содержание складов.
На первый взгляд кажется, что выгода очевидна. Однако, ради справедливости давайте прикинем какие есть плюсы имея свой независимый интернет-магазин.
Преимущества интернет-магазина
- На своём сайте Вы сами управляете ценами, акциями, дизайном, ключевой информацией для клиентов, воронками продаж.
- Вас не могут заблокировать по алгоритму или за незначительное нарушение регламента, как это бывает на известных маркетплейсах.
- Нет риска, что торговая площадка изменит правила (например, повысит комиссию или перестанет продвигать ваши товары).
- На маркетплейсах все клиенты принадлежат платформе, и вы не можете с ними работать напрямую.
- На своём сайте можно собирать email и телефонную базу, запускать ретаргетинг, e-mail маркетинг, прогревы. Это позволяет выстраивать повторные продажи и увеличивать LTV (пожизненную ценность клиента).
- Свой сайт — это лицо бизнеса в интернете. Через него вы выстраиваете: уникальный фирменный стиль, бренд-идентичность, доверие к компании. На маркетплейсе вы просто одна из карточек товара среди сотен конкурирующих.
- Комиссии маркетплейсов на сегодня варируются от 10% до 35% иногда выше с каждого заказа. А ещё: платная логистика, хранение, штрафы. На своём сайте прибыль с каждого заказа значительно выше, особенно при хорошо настроенной рекламе и SEO.
- Можно внедрять сквозную аналитику, гибко тестировать каналы трафика: SEO, контекст, соцсети, контент-маркетинг. Вы вольны внедрять любые фишки: квизы, апсейлы, бандлы, чат-боты, ИИ-ассистенты и прочее.
- Не забывайте, что собственный интернет-магазин — это цифровой актив, который можно: масштабировать, продать, передать. Бизнес на маркетплейсе чаще всего привязан к аккаунту, и не всегда возможна продажа или передача.
Подведём итоги
Всё-таки маркетплейс для бизнеса – это аренда, а свой собственный сайт – это бизнес-актив или если хотите “цифровая недвижимость”.
Я выступаю исключительно за независимость, а не за систему. Не только потому что я разработчик и SEO-специалист в одном лице, я считаю это рационально с точки зрения бизнеса. Бизнес не может развиваться внутри тоталитарной системы на правила которой не может повлиять. Бизнесу нужна гибкость, а это возможно только с полной независимостью.